Титульная страница
ISO 9000 ISO 14000 Forum
Титульная страница
Цель системы качества
Управление качеством
ISO
ISO 9000
ISO 14000
ISO 17025
OHSAS 18001
ISO 19011
Total Quality Management
Project Management
Фармацевтика
Отраслевые стандарты
Информационные технологии
Оформление документации
Ссылки 
Поиск на сайте
Forum
Реклама на сайте

Модели менеджмента при разработке программных продуктов

 

- The TickIT Guid
- ISO/IEC 12207
- CMM-SW
- BOOTSTRAP
- ISO/IEC TR 15504
- SQL
- ГОСТ Р 51841-2001. Программируемые контроллеры

В 1994г., через 50 лет после начала применения программируемых средств в системах автоматического управления, корреспондент журнала «Scientific American» W. Wayt Gibbs писал в статье «Software’s Chronic Crisis» (Scientific American, сентябрь 1994):

«Исследования показали, что на каждые 6 крупных систем программного обеспечения, запущенных в действие, приходится 2 таких, разработка которых была прекращена из-за невозможности добиться удовлетворительного функционирования. Средний проект разработки программного обеспечения затягивается на половину первоначально запланированного срока, крупные проекты и того хуже. Три четверти всех больших систем либо выполняют не все функции, которые на них возлагались, либо не используются вовсе».

Причина столь бедственного состояния была в том, что долгое время программирование приравнивали к искусству, а программисты старались превзойти друг друга в хитроумии переплетения логических связей своих программ. Но там, где искусство, нет места стандартизации. В отсутствии стандартизации индустрия разработки программного обеспечения проходила тот же путь, который к тому времени уже был пройден остальной промышленностью – от труда искусных ремесленников до массового производства на основе разделения труда.

В 90-х годах, когда провалы попыток применения программного обеспечения в больших системах дали основание говорить о хроническом кризисе отрасли, ответ на вопрос о том, как добиться стабильного качества продукции, был уже известен. Промышленная революция в Японии после Второй мировой войны показала всему миру, чего можно достигнуть, применяя идеи основоположников менеджмента качества, утверждавших, что от 80 до 90 процентов брака – результат плохого планирования. К тому времени уже вышел первый международный стандарт по менеджменту качества (1987г.). Поэтому поиски выхода из кризиса в индустрии программного обеспечения велись в направлении разработки модели системы эффективного менеджмента.

Следующие модели разработаны специалистами разных организаций.

The TickIT Guide«Использование ISO 9001:2000 для построения систем менеджмента качества программных продуктов, сертификации и непрерывного улучшения». Этот стандарт разработан профессионалами отрасли из Европы и США, приглашёнными для работы над стандартом в составе специального комитета BRD/3/1 Британским Институтом Стандартизации (BSI). Назначение стандарта – повысить состоятельность оценок систем менеджмента предприятий - разработчиков программных продуктов (IT-сектор) органами сертификации. Если оценка соответствия системы менеджмента проводится специалистами, не достаточно компетентными в области разработки программного обеспечения, то их выводы относительно соответствия стандарту ISO 9001:2000 могут оказаться неверными. Свою компетентность органы сертификации систем менеджмента могут подтвердить, демонстрируя аккредитацию услуг в IT-секторе по правилам «TickIT». В настоящее время аккредитацию услуг сертификации, соответствующих «TickIT», осуществляют английский и шведский  органы аккредитации, UKAS и SWEDAC.

Кроме дополнительных требований к органам сертификации, «TickIT» содержит руководство по применению ISO 9001:2000 при разработке программного обеспечения, помогая определить,

   что есть качество в контексте разработки программных продуктов,

   как можно достичь качества,

   как система менеджмента может непрерывно улучшаться.

«TickIT» гармонично объединяет типичные процессы разработчиков программного обеспечения, детально описанные в стандарте ISO/IEC 12207 и требования ISO 9001:2000. Результат этого объединения – эффективные технологии менеджмента, описанные с учётом специфических процессов участников IT-сектора. 

Определяя действия, которые потребители должны предпринять, чтобы обеспечить возможность поставки ожидаемого программного продукта, «TickIT» содержит также руководство по приобретению программных продуктов.

Следующие области IT-сектора исключены из рассмотрения в «TickIT»:

   Складирование программных продуктов,

   Продажа программных продуктов через сеть розничной торговли,

   Установка программных приложений на персональных компьютерах,

   Копирование дисков и дискет, если это изолированный бизнес.

В перечисленных случаях разработчики стандарта полагают, что проверка соответствия стандарту ISO 9001:2000 может быть проведена квалифицированно органом сертификации, не имеющим аккредитации «TickIT».

ISO/IEC 12207 – «Информационные технологии – Процессы жизненного цикла программ». Этот стандарт разработан подкомитетом SC 7, совместного технического комитета ISO/IEC JTC 1 организаций ISO и IEC (the International Electrotechnical Commission). Он устанавливает базовые понятия и терминологию, определяет архитектуру процессов, применяемых  для приобретения, производства, разработки, использования и технической поддержки программных продуктов. Стандарт предлагает также руководство по выбору из общего набора процессов тех, которые соответствуют области деятельности предприятия.

Версии стандарта ISO 12207:

 

CMM-SW (Capability Maturity Model for Software) – разработана специалистами института SEI (Software Engineering Institute) университета Карнеги Мелон при поддержке министерства обороны США. В отличие от ISO 9001, СММ затрагивает не все бизнес-процессы, влияющие на способность организации соответствовать требованиям потребителей. Определяя  приоритеты бизнес-процессов производства программных продуктов, СММ может быть использована при планировании улучшения системы менеджмента, позволяя концентрировать ресурсы организации на тех процессах, которые являются наиболее актуальными для текущего уровня развития. СММ определяет 5 уровней зрелости организации:


Для каждого уровня зрелости, кроме первого, СММ определяет ряд ключевых областей, на которых организация должна концентрировать свои ресурсы для того, чтобы повысить результативность своих процессов. Определение ключевых областей дано в терминах видов деятельности, осуществляемых организацией. Наличие или отсутствие в организации этих видов деятельности служит основанием для оценки уровня зрелости.

Компетентная оценка может быть произведена специалистами, зарегистрированными в реестре SEI. Если организация располагает такими специалистами, она может провести самооценку и использовать её результат, как для планирования улучшения, так и в коммерческих целях. Однако, в отличие от сертификации, беспристрастность которой гарантируется аккредитацией органа сертификации, беспристрастность оценки уровня зрелости по СММ гарантируют лишь сами оценщики.

BOOTSTRAP – европейский подход, развивающий СММ. Эта модель поддерживается институтом BOOTSTRAP. Ключевые области, определённые в СММ расширены с тем, чтобы включить требования ISO 9001 и процессы, определённые в ISO/IEC 12207, а затем сгруппированы по функциональному назначению. Уровень зрелости определяется для каждой группы отдельно с помощью списка  вопросов. Ответы на вопросы оцениваются по 4-бальной системе. Результат изображается в виде гистограммы распределения зрелости по функциям.

ISO/IEC TR 15504 Reference Model – Справочная модель, отчет рабочей группы №10, сформированной совместным техническим комитетом ISO/IEC JTC1/SC7, по результатам работы над проектом SPICE (Software Process Improvement and Capability dЕtermination). Этот отчет содержит процессы жизненного цикла программ по ISO 12207, организованные в 5 категорий. Оценка результативности проводится по 6-уровневой шкале: 

 

Уровень

Название

Значение

0

Первоначальный

процесс не определён или не производит ожидаемого выходного продукта

1

Реализованный

Процесс достигает своих целей

2

Управляемый

Выходной продукт процесса соответствует требованиям

3

Учреждённый

Управляемый процесс реализуется в соответствии с его определением и при удовлетворительном уровне затрат

4

Предсказуемый

Эффективность учреждённого процесса находится в определённых пределах, установленных в соответствии с целями организации

5

Оптимизируемый

Предсказуемый процесс оптимизируется для достижения целей организации

Оценка процессов по ISO/IEC 15504 проводится обычно самой организацией или её заказчиками. Методология оценивания описана в тексте стандарта. Результаты измерения используются при формировании программы улучшения системы менеджмента.

 

       
  ISO 3166    
  Програмное обеспечение    
Rambler's Top100
Hosted by uCoz