|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модели менеджмента при разработке программных продуктов
В 1994г., через 50 лет после начала применения программируемых средств в системах автоматического управления, корреспондент журнала «Scientific American» W. Wayt Gibbs писал в статье «Software’s Chronic Crisis» (Scientific American, сентябрь 1994): «Исследования показали, что на каждые 6 крупных систем программного обеспечения, запущенных в действие, приходится 2 таких, разработка которых была прекращена из-за невозможности добиться удовлетворительного функционирования. Средний проект разработки программного обеспечения затягивается на половину первоначально запланированного срока, крупные проекты и того хуже. Три четверти всех больших систем либо выполняют не все функции, которые на них возлагались, либо не используются вовсе». Причина столь бедственного состояния была в том, что долгое время программирование приравнивали к искусству, а программисты старались превзойти друг друга в хитроумии переплетения логических связей своих программ. Но там, где искусство, нет места стандартизации. В отсутствии стандартизации индустрия разработки программного обеспечения проходила тот же путь, который к тому времени уже был пройден остальной промышленностью – от труда искусных ремесленников до массового производства на основе разделения труда. В 90-х годах, когда провалы попыток применения программного обеспечения в больших системах дали основание говорить о хроническом кризисе отрасли, ответ на вопрос о том, как добиться стабильного качества продукции, был уже известен. Промышленная революция в Японии после Второй мировой войны показала всему миру, чего можно достигнуть, применяя идеи основоположников менеджмента качества, утверждавших, что от 80 до 90 процентов брака – результат плохого планирования. К тому времени уже вышел первый международный стандарт по менеджменту качества (1987г.). Поэтому поиски выхода из кризиса в индустрии программного обеспечения велись в направлении разработки модели системы эффективного менеджмента. Следующие модели разработаны специалистами разных организаций. The TickIT Guide – «Использование ISO 9001:2000 для построения систем менеджмента качества программных продуктов, сертификации и непрерывного улучшения». Этот стандарт разработан профессионалами отрасли из Европы и США, приглашёнными для работы над стандартом в составе специального комитета BRD/3/1 Британским Институтом Стандартизации (BSI). Назначение стандарта – повысить состоятельность оценок систем менеджмента предприятий - разработчиков программных продуктов (IT-сектор) органами сертификации. Если оценка соответствия системы менеджмента проводится специалистами, не достаточно компетентными в области разработки программного обеспечения, то их выводы относительно соответствия стандарту ISO 9001:2000 могут оказаться неверными. Свою компетентность органы сертификации систем менеджмента могут подтвердить, демонстрируя аккредитацию услуг в IT-секторе по правилам «TickIT». В настоящее время аккредитацию услуг сертификации, соответствующих «TickIT», осуществляют английский и шведский органы аккредитации, UKAS и SWEDAC. Кроме дополнительных требований к органам сертификации, «TickIT» содержит руководство по применению ISO 9001:2000 при разработке программного обеспечения, помогая определить, — что есть качество в контексте разработки программных продуктов, — как можно достичь качества, — как система менеджмента может непрерывно улучшаться. «TickIT» гармонично объединяет типичные процессы разработчиков программного обеспечения, детально описанные в стандарте ISO/IEC 12207 и требования ISO 9001:2000. Результат этого объединения – эффективные технологии менеджмента, описанные с учётом специфических процессов участников IT-сектора. Определяя действия, которые потребители должны предпринять, чтобы обеспечить возможность поставки ожидаемого программного продукта, «TickIT» содержит также руководство по приобретению программных продуктов. Следующие области IT-сектора исключены из рассмотрения в «TickIT»: — Складирование программных продуктов, — Продажа программных продуктов через сеть розничной торговли, — Установка программных приложений на персональных компьютерах, — Копирование дисков и дискет, если это изолированный бизнес. В перечисленных случаях разработчики стандарта полагают, что проверка соответствия стандарту ISO 9001:2000 может быть проведена квалифицированно органом сертификации, не имеющим аккредитации «TickIT». ISO/IEC 12207 – «Информационные технологии – Процессы жизненного цикла программ». Этот стандарт разработан подкомитетом SC 7, совместного технического комитета ISO/IEC JTC 1 организаций ISO и IEC (the International Electrotechnical Commission). Он устанавливает базовые понятия и терминологию, определяет архитектуру процессов, применяемых для приобретения, производства, разработки, использования и технической поддержки программных продуктов. Стандарт предлагает также руководство по выбору из общего набора процессов тех, которые соответствуют области деятельности предприятия. Версии стандарта ISO 12207:
CMM-SW (Capability Maturity Model for Software) – разработана специалистами института SEI (Software Engineering Institute) университета Карнеги Мелон при поддержке министерства обороны США. В отличие от ISO 9001, СММ затрагивает не все бизнес-процессы, влияющие на способность организации соответствовать требованиям потребителей. Определяя приоритеты бизнес-процессов производства программных продуктов, СММ может быть использована при планировании улучшения системы менеджмента, позволяя концентрировать ресурсы организации на тех процессах, которые являются наиболее актуальными для текущего уровня развития. СММ определяет 5 уровней зрелости организации: Для каждого уровня зрелости, кроме первого, СММ определяет ряд ключевых областей, на которых организация должна концентрировать свои ресурсы для того, чтобы повысить результативность своих процессов. Определение ключевых областей дано в терминах видов деятельности, осуществляемых организацией. Наличие или отсутствие в организации этих видов деятельности служит основанием для оценки уровня зрелости. Компетентная оценка может быть произведена специалистами, зарегистрированными в реестре SEI. Если организация располагает такими специалистами, она может провести самооценку и использовать её результат, как для планирования улучшения, так и в коммерческих целях. Однако, в отличие от сертификации, беспристрастность которой гарантируется аккредитацией органа сертификации, беспристрастность оценки уровня зрелости по СММ гарантируют лишь сами оценщики. BOOTSTRAP – европейский подход, развивающий СММ. Эта модель поддерживается институтом BOOTSTRAP. Ключевые области, определённые в СММ расширены с тем, чтобы включить требования ISO 9001 и процессы, определённые в ISO/IEC 12207, а затем сгруппированы по функциональному назначению. Уровень зрелости определяется для каждой группы отдельно с помощью списка вопросов. Ответы на вопросы оцениваются по 4-бальной системе. Результат изображается в виде гистограммы распределения зрелости по функциям. ISO/IEC TR 15504 Reference Model – Справочная модель, отчет рабочей группы №10, сформированной совместным техническим комитетом ISO/IEC JTC1/SC7, по результатам работы над проектом SPICE (Software Process Improvement and Capability dЕtermination). Этот отчет содержит процессы жизненного цикла программ по ISO 12207, организованные в 5 категорий. Оценка результативности проводится по 6-уровневой шкале:
Оценка процессов по ISO/IEC 15504 проводится обычно самой организацией или её заказчиками. Методология оценивания описана в тексте стандарта. Результаты измерения используются при формировании программы улучшения системы менеджмента.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|