|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИСО/ПСК 2 9001:2000
ИСО 9001:2000. СИСТЕМЫ ОБЩЕГО РУКОВОДСТВА КАЧЕСТВОМ. ТРЕБОВАНИЯ
Уведомление об авторском праве
Настоящий документ ИСО является рабочим проектом или проектом на стадии комитета и авторское право защищено ИСО. В то время как воспроизводство рабочих проектов или проектов на стадии комитета в любой форме для использования участниками процесса разработки стандартов ИСО разрешено без предварительного получения разрешения от ИСО, ни настоящий документ, ни какая-либо его часть не могут быть воспроизведены, храниться или быть переданы в любой форме для иной цели без предварительного получения письменного разрешения от ИСО. Запросы на разрешение воспроизведения настоящего документа с целью продажи следует направлять по приведенному ниже адресу или комитету-члену ИСО в стране заявителя.
Менеджеру авторского права Центральный Секретариат ИСО ул. де Верембе, 1 1211 Женева 20, Швейцария тел. +4122 749 01 11 факс +4122 734 01 79
За воспроизводство для целей продажи может взиматься авторский гонорар или на него может требоваться лицензионное соглашение. Нарушители могут преследоваться в судебном порядке.
с ИСО 1999 - Все права защищены ИСО/ ТК 176/ПК 2 N 434 22 февраля 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................... 5 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 6 0.1 Общие положения ................................................................................ 6 0.2 Модель процесса.................................................................................. 7 0.3 Совместимость с другими системами общего руководства ........................................................................... 9 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ................................................................. 11 1.1 Общие положения ................................................................................ 11 1.2 Уменьшение области применения ....................................................... 11 2 НОРМАТИВНАЯ ССЫЛКА................................................................ 12 3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ......................................................... 12 4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОБЩЕГО РУКОВОДСТВА КАЧЕСТВОМ ...................................................................................... 12 5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА ......................................... 13 5.1 Общие требования .............................................................................. 13 5.2 Требования потребителей .................................................................... 13 5.3 Законодательные требования............................................................... 13 5.4 Политика............................................................................................... 13 5.5 Планирование ....................................................................................... 14 5.5.1 Цели .............................................................................................. 14 5.5.2 Планирование качества ............................................................... 14 5.6 Система общего руководства качеством ............................................ 14 5.6.1 Общие требования ....................................................................... 14 5.6.2 Ответственность и полномочия.................................................. 14 5.6.3 Представитель руководства....................................................... 15 5.6.4 Внутреннее общение...................................................................... 15 5.6.5 Руководство по качеству ............................................................. 15 5.6.6 Управление документацией.......................................................... 15 5.6.7 Управление регистрацией данных................................................ 16 5.7 Анализ со стороны руководства.......................................................... 16 6 ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО РЕСУРСАМИ......................................... 17 6.1 Общие требования................................................................................ 17 6.2 Людские ресурсы ................................................................................ 17 6.2.1 Назначение персонала.................................................................. 17 6.2.2 Компетентность, подготовка, квалификация 17 и осведомленность........................................................................ 17 6.3 Информация.......................................................................................... 18 6.4 Инфраструктура.................................................................................... 18
6.5 Производственная среда..................................................................... 18 7 ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) УСЛУГИ..................................... 18 7.1 Общие требования................................................................................ 18 7.2 Процессы, связанные с потребителями............................................... 19 7.2.1 Определение требований потребителей...................................... 19 7.2.2 Анализ требований потребителей............................................... 19 7.2.3 Общение с потребителями........................................................... 20 7.3 Проектирование и разработка.............................................................. 20 7.3.1 Общие требования........................................................................ 20 7.3.2 Входные данные по проектированию и разработке............................................................................... 20 7.3.3 Выходные данные по проектированию и разработке............................................................................... 20 7.3.4 Анализ проекта и разработки...................................................... 21 7.3.5 Проверка проекта и разработки................................................. 21 7.3.6 Утверждение проекта и разработки......................................... 21 7.3.7 Управление изменениями............................................................... 21 7.4 Закупки.................................................................................................. 22 7.4.1 Общие требования........................................................................ 22 7.4.2 Информация по закупкам............................................................. 22 7.4.3 Проверка закупленной продукции и (или) услуг.................................................................................. 22 7.5 Операции по производству и услугам................................................. 23 7.5.1 Общие требования........................................................................ 23 7.5.2 Идентификация и прослеживаемость........................................ 23 7.5.3 Собственность потребителя....................................................... 23 7.5.4 Погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, хранение, консервация и поставка............................................... 24 7.5.5 Утверждение процессов............................................................... 24 7.6 Управление измерительными и контрольными приборами................ 24 8 ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ........................................ 25 8.1 Общие требования................................................................................ 25 8.2 Измерения и мониторинг..................................................................... 26 8.2.1 Измерение и мониторинг работы системы................................. 26 8.2.1.1 Измерение и мониторинг удовлетворенности потребителей............................................................................. 26 8.2.1.2 Внутренние проверки................................................................. 26 8.2.2 Измерение и мониторинг процессов............................................. 26 8.2.3.Измерение и мониторинг продукции и (или) услуги..................... 26 8.3 Управление несоответствиями............................................................. 27 8.3.1 Общие требования....................................................................... 27
8.3.2 Анализ несоответствий и утилизация ....................................... 27 8.4 Анализ данных для улучшения............................................................. 27 8.5 Улучшение............................................................................................ 28 8.5.1 Общие требования....................................................................... 28 8.5.2 Корректирующие действия......................................................... 28 8.5.3 Предупреждающие действия...................................................... 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А (ИНФОРМАТИВНОЕ)............................................ 30 Таблица А.1. Соответствие между разделами ИСО/ПСК 2 9001:2000 и ИСО 14001:1996................ 30
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................35
ПРЕДИСЛОВИЕ
Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Что касается стандартизации в области электротехники, ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК). Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения большинством в две трети голосов комитетов-членов технического комитета (или подкомитета), “принимающих участие” в голосовании и выступающих “за”, и если не более одной четвертой от общего количества голосов (всех комитетов-членов ИСО) подано “против” при голосовании по окончательному проекту международного стандарта (ОПМС). Настоящий международный стандарт, ИСО 9001:2000, был разработан Подкомитетом 2 “Системы качества” Технического комитета ИСО/ТК 176 “Общее руководство качеством и обеспечение качества” в соответствии с Директивами ИСО/МЭК, Часть 3:1997 “Правила структуры и разработки международных стандартов”. После опубликования настоящее третье издание ИСО 9001 заменит второе издание (ИСО 9001:1994), которое было технически пересмотрено. Положения ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994 были включены в настоящий международный стандарт. ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994 будут изъяты после опубликования ИСО 9001:2000. Организации, в прошлом применявшие ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994, могут использовать настоящий международный стандарт посредством ограничения области применения, исключив определенные требования. Настоящее издание ИСО 9001 имеет пересмотренное наименование, в котором больше не присутствует термин “обеспечение качества”. Это отражает тот факт, что требования к системе общего руководства качеством, установленные в настоящем издании ИСО 9001, не только ориентированы на обеспечение соответствия качества продукции и (или) услуги, но также включают потребность организации в демонстрации ее возможностей добиться удовлетворенности потребителей. Настоящее издание ИСО 9001 было разработано как одна из частей согласованной пары стандартов на системы общего руководства качеством. Другой частью является ИСО 9004:2000 “Системы общего руководства качеством . Методические указания по осуществлению улучшений”. Оба стандарта разработаны для совместного использования, но их можно также использовать как самостоятельные документы. Для облегчения применения эти два стандарта имеют аналогичную структуру, но различные области действия. ИСО 9001 устанавливает требования к системе общего руководства качеством, применяемые как средство гарантирования соответствия продукции и (или) услуги, и может использоваться в целях сертификации. ИСО 9004 предоставляет методическую помощь по всем аспектам системы общего руководства качеством с целью улучшения общих качественных показателей организации. Однако он не предназначен для использования в качестве руководства по соответствию ИСО 9001. Согласованная пара стандартов на системы общего руководства качеством ИСО 9001 и ИСО 9004 применяется ко всем общим категориям продукции (т.е. к оборудованию, программному обеспечению, перерабатываемым материалам и услугам). Она также обеспечивает основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями - заинтересованными пользователями. В настоящем международном стандарте имеются ссылки на ИСО 9000:2000 “Системы общего руководства качеством. Основы и словарь”, содержащие применяемые терминологию и определения. Разработка настоящего международного стандарта координировалась с работой Технического комитета ИСО/ТК 207 “Общее руководство охраной окружающей среды”, Подкомитетом ПК 1 “Системы общего руководства охраной окружающей среды” с целью достижения большей совместимости со стандартом ИСО 14001 “Системы общего руководства охраной окружающей среды. Технические условия с методическими указаниями по применению”, в интересах сообщества пользователей. Приложение А настоящего международного стандарта является только информативным.
0 ВВЕДЕНИЕ 0.1 Общие положения Настоящий международный стандарт представляет требования к системе общего руководства качеством. Применение этого стандарта может использоваться организацией для демонстрации ее возможностей выполнить требования потребителей к продукции и (или) услугам и оценки этих возможностей внутренними и внешними сторонами. Особое значение придается тому, что требования к системе общего руководства качеством, содержащиеся в настоящем международном стандарте, являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию и (или) услуги. На проектирование и внедрение системы общего руководства качеством организации влияют меняющиеся запросы, особенно цели, предоставляемые продукция и (или) услуги, процессы и применяемая конкретная практика. Настоящий международный стандарт не ставит целью предположение единообразия систем общего руководства качеством. Не предполагается, что организации обязаны вносить изменения в структуру своих систем общего руководства качеством и (или) в их документацию, с тем чтобы выравняться со структурой настоящего международного стандарта. Документация системы общего руководства качеством организации должна быть определена способом, соответствующим ее уникальной деятельности. Организации, отвечающие требованиям настоящего международного стандарта, желающие углублять дальше свою систему общего руководства качеством, помимо требований к соответствию продукции и (или) услуги, должны также учитывать методические указания, содержащиеся в ИСО 9004:2000 “Системы общего руководства качеством. Методические указания по осуществлению улучшений”. 0.2 Модель процесса Любая деятельность или операция, получающая входные данные и преобразующая их в выходные данные, может рассматриваться как процесс. Почти вся продукция и (или) деятельность по услугам и операции являются процессами. Для функционирования организаций необходимо определить и руководить многочисленными взаимосвязанными процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего процесса. Систематическая идентификация и общее руководство различными процессами, работающими в организации, и особенно взаимодействиями между такими процессами, могут считаться “подходом как к процессу” с целью общего руководства. Настоящий международный стандарт рекомендует принятие принципа “подход как к процессу” для общего руководства организацией и ее процессами и как средства быстрого определения и руководства возможностями улучшения. Рис.1 иллюстрирует концептуальное представление общих требований к системе руководства качеством, установленным в настоящем международном стандарте, как к “модели процесса”. Модель графически отражает интеграцию четырех основных наименований разделов 5,6,7 и 8, приведенных в настоящем международном стандарте.
Модель процесса, приведенная на рис.1, не предназначена для отражения процессов на детальном уровне. Однако все требования к системе общего руководства качеством для достижения соответствия продукции и (или) услуги могут быть размещены в рамках модели. В связи с тем, что рис.1 является моделью завершенных процессов системы качества, она также способна демострировать взаимодействие между процессами. Например, руководство определяет требования в соответствии с “Ответственностью руководства” (см. 5); необходимые ресурсы установлены и применяются согласно “Общему руководству ресурсами” (см. 6); процессы установлены и применяются в соответствии с “Выпуском продукции и (или) услуги“ (см. 7); результаты измеряются, анализируются и улучшаются посредством “Измерения, анализа и улучшения” (см. 8). “Анализ со стороны руководства” (см. 5.7) затем обеспечивает обратную связь “Ответственности руководства” для санкционирования изменений и инициирования улучшения. В качестве примера выпуска продукции и (или) услуги модель признает тот факт, что потребители и другие заинтересованные стороны играют существенную роль в ходе процесса определения требований к входу. Процесс общего руководства затем осуществляется в отношении всех процессов, необходимых для выпуска требующихся продукции и (или) услуги, а выходные данные процесса проверяются. Измерения удовлетворенности потребителей и удовлетворенности других соответствующих заинтересованных сторон применяются как обратная связь для оценивания и утверждения, были ли выполнены требования потребителей. 0.3 Совместимость с другими системами общего руководства Настоящий международный стандарт был разработан с целью совместимости с другими международно признанными стандартами на системы общего руководства. Он использует общие принципы системы руководства совместно с такими стандартами, как ИСО 14001 “Системы общего руководства охраной окружающей среды. Технические условия с методическими указаниями по применению”. Предполагается, что общие вопросы в этих двух сериях стандартов могут разрешаться организациями одинаково, в целом или по отдельности, без излишнего дублирования или внесения противоречивых требований. Настоящий международный стандарт оставляет в стороне или не содержит требований по другим аспектам управления системы общего руководства, таким, как общее руководство охраной окружающей среды, профессиональные заболевания и общее руководство безопасностью, или общее финансовое руководство. Однако могут быть общие требования различных систем руководства, и настоящий международный стандарт не препятствует организации в разработке интеграции подобных вопросов системы общего руководства. Требования к системе общего руководства качеством, установленные в настоящем международном стандарте, не предусматривают необходимость быть независимыми от существующих требований к системам общего руководства. В ряде случаев возможно соответствие требованиям путем адаптации документации существующей системы общего руководства. Однако применение различных аспектов в системе общего руководства может меняться благодаря уникальным целям и разным заинтересованным сторонам.
ИСО 9001 СИСТЕМЫ ОБЩЕГО РУКОВОДСТВА КАЧЕСТВОМ. ТРЕБОВАНИЯ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1 Общие положения Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе общего руководства качеством в тех случаях, когда организации наобходимо продемонстрировать свои возможности последовательно обеспечивать соответствующей продукцией и (или) услугой. Требования к системе общего руководства качеством направлены в первую очередь на достижение удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований с помощью применения системы, ее постоянного улучшения и предупреждения несоответствия. Настоящий международный стандарт применим к деятельности организаций, начиная с определения требований потребителя, посредством всех процессов системы общего руководства качеством, и кончая достижением удовлетворенности потребителя. Требования, установленные в настоящем стандарте, являются общими и применимыми ко всем организациям, независимо от вида и размера. Предполагается, что будут применяться все требования настоящего международного стандарта. Однако в определенных ситуациях уменьшение области применения может быть приемлемым (см. 1.2). 1.2 Уменьшение области применения Когда требования потребителей или характер продукции и (или) услуги не предусматривают применения определенных требований системы общего руководства качеством к процессам, установленным в настоящем международном стандарте, последние требования могут быть исключены(см. 5.5.2), и должно поддерживаться соответствие с оставшимися применяемыми разделами настоящего международного стандарта. Организация может не уменьшать область применения своей системы общего руководства качеством с целью исключения каких-либо требований к системе общего руководства качеством, влияющих на способность организации обеспечивать соответствующей продукцией и (или) услугой. Это ограничивает подобные исключения, сводя требования к системе общего руководства качеством к разделу 7 “Выпуск продукции и (или) услуги”. Исключения должны быть определены в руководстве по качеству организации (см. 5.6.5). Примечание 1. Там, где организация использует уменьшенную область деятельности, регламентирующие требования по-прежнему применимы к организации и ее продукции и (или) услуге.
Примечание 2. Для организации, действующей на регулируемом рынке, требования к ее системе общего руководства качеством могут быть изменены, выйдя за пределы области применения, разрешенной этим международным стандартом, с целью соответствия регламентирующим требованиям. Возникшие в результате требования не будут эквивалентными требованиям к полной системе общего руководства качеством, содержащимся в ИСО 9001:2000.
2 НОРМАТИВНАЯ ССЫЛКА Указанный ниже стандарт содержит положения, которые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего стандарта. Когда ссылочный документ датирован, последующие дополнения или пересмотры цитируемого международного стандарта не применимы. Однако сторонам соглашений, базирующихся на настоящем международном стандарте, рекомендуется изучить возможности применения самого последнего издания указанного ниже международного стандарта. Комитеты-члены МЭК и ИСО ведут перечни действующих международных стандартов. ИСО 9000:2000. Системы общего руководства качеством. Основы и словарь.
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Применительно к настоящему международному стандарту используются термины и определения, данные в ИСО 9000:2000 “Системы общего руководства качеством. Основы и словарь”.
Примечание 1. Терминология цепочки поставки, используемая в этом издании настоящего международного стандарта, иллюстрируется следующим образом: поставщик......... > организация.......... >потребитель
Примечание 2. Термин “организация”, применяемый в настоящем международном стандарте, заменяет термин “поставщик”, который ранее использовался для обеспечения объекта, в отношении которого применяется настоящий международный стандарт. Термин же “поставщик” сейчас применяется вместо ранее используемого термина “субподрядчик”. Эти изменения были внесены с целью отражения современного словаря, используемого организациями.
4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОБЩЕГО РУКОВОДСТВА КАЧЕСТВОМ Организация должна определить и руководить процессами, необходимыми для гарантирования соответствия продукции и (или) услуги требованиям потребителя. С целью внедрения и демонстрации определенных процессов организация должна создать систему общего руководства качеством, содержащую требования настоящего международного стандарта. Система общего руководства качеством должна быть внедрена, поддерживаться в рабочем состоянии и улучшаться организацией. Организация должна разработать процедуры системы общего руководства качеством, описывающие процессы, необходимые для внедрения системы общего руководства качеством. Масштаб и глубина процедур системы должны зависеть от таких факторов, как размер и вид организации, сложность и взаимодействие процессов, применяемые методы, навыки и подготовка персонала, осуществляющего работу. Эти процедуры должны включать: а) процедуры уровней системы, описывающие деятельность, необходимую для внедрения системы общего руководства качеством; b) процедуры, описывающие последовательность и характер взаимодействия процессов, необходимых для гарантирования соответствия продукции и (или) услуги; с) инструкции, описывающие рабочую практику и управление деятельностью процессов.
5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА 5.1 Общие требования Высшее руководство должно продемонстрировать свое обязательство по: а) созданию и поддержанию осознания важности выполнения требований потребителя; b) разработке политики и целей в области качества и планирования; с) разработке системы общего руководства качеством; d) проведению анализа со стороны руководства; е) обеспечению наличия ресурсов (см. 6). 5.2 Требования потребителей Высшее руководство должно гарантировать, что: а) запросы и ожидания потребителя установлены и переведены в требования с целью достижения потребителем уверенности; b) требования потребителя полностью поняты и выполнены (см. 7.2.1); 5.3 Законодательные требования Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации и иметь доступ к законодательным требованиям, которые применимы к аспектам качества ее продукции и (или) услуг. 5.4 Политика Высшее руководство должно разработать политику в области качества и обеспечивать, чтобы она: а) соответствовала запросам организации и ее потребителей; b) включала обязательство выполнять требования и осуществлять постоянное улучшение; с) создавала рамки для постановки и анализа целей в области качества; d) была доведена, понятна и внедрена во всей организации; е) регулярно подвергалась анализу на предмет постоянной пригодности. 5.5 Планирование 5.5.1 Цели Организация должна разработать цели в области качества по каждой соответствующей функции и каждому уровню в организации. Цели в области качества должны быть согласованы с политикой в области качества и обязательством по постоянному улучшению. Цели в области качества должны включать все необходимое для выполнения требований к продукции и (или) услугам. 5.5.2 Планирование качества Организация должна определить и спланировать виды деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей в области качества. Это планирование должно быть согласовано с другими требованиями к системе общего руководства качеством, а результаты должны быть задокументированы. Планирование должно охватывать: а) процессы, необходимые в рамках системы общего руководства качеством (и любые уменьшения в области применения настоящего международного стандарта. См. 1.2); b) процессы выпуска и необходимые ресурсы, идентификацию характеристик качества на различных стадиях с целью достижения желаемых результатов; с) деятельность по проверке, критерии приемки и необходимые зарегистрированные данные о качестве. Планирование должно гарантировать, что организационное изменение проводится в управляемых условиях и что система общего руководства качеством поддерживается в рабочем состоянии в течение этого изменения. 5.6 Система общего руководства качеством 5.6.1 Общие требования Организация должна разработать систему общего руководства качеством как средства осуществления своей политики в области качества, достижения своих целей в области качества и гарантирования соответствия продукции и (или) услуги требованиям потребителя. 5.6.2 Ответственность и полномочия Должны быть определены роли и взаимосвязи, ответственность и полномочия для облегчения эффективного общего руководства качеством, о чем должны быть поставлены в известность соответствующие уровни организации. Должна быть определена организационная свобода, необходимая для выполнения заданий, влияющих на качество.
5.6.3 Представитель руководства Высшее руководство должно назначить члена(ов) руководства, который(ые) независимо от других возложенных на него(них) обязанностей должен(ны) иметь определенные полномочия, включающие: а) обеспечение внедрения и поддержание в рабочем состоянии системы общего руководства качеством в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта; b) представление отчетов высшему руководству о работе системы общего руководства качеством, в том числе о необходимости улучшения; с) гарантирование поддержания осознания требований потребителей во всей организации.
Примечание. В обязанность представителя руководства обычно входит поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы общего руководства качеством.
5.6.4 Внутреннее общение Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры внутреннего общения между различными уровнями и службами, связанными с системой общего руководства качеством и ее эффективностью. 5.6.5 Руководство по качеству Организация должна разработать руководство по качеству. Руководство по качеству должно включать: а) описание и взаимодействия элементов системы общего руководства качеством (и любые уменьшения в области применения настоящего международного стандарта. См. 5.5.2); b) процедуры уровней системы или ссылки на них.
Примечание. Руководство по качеству не обязательно должно быть автономным документом.
5.6.6 Управление документацией Организация должна разработать процедуры уровней системы общего руководства качеством с целью управления документами, необходимыми для работы системы общего руководства качеством. Эти процедуры должны обеспечить, чтобы: а) адекватность документов утверждалась до их выпуска; b) документы анализировались, актуализировались по мере необходимости и вновь утверждались; c) актуализированные версии документов были доступны на участках, где осуществляется деятельность, от которой зависит эффективное функционирование системы общего руководства качеством; d) устаревшие документы изымались из всех пунктов рассылки и применения, или же предпринимались другие меры управления по предотвращению незапланированного использования; е) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей или для сохранения информации, были надлежащим образом идентифицированы. Основной перечень документов или эквивалентная процедура управления документацией, идентифицирующие современный статус пересмотра документов, должны быть разработаны и быть легко доступными для предотвращения использования недействующих и (или) устаревших документов. Документы должны быть четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Применяемые документы внешнего происхождения должны быть идентифицированы и зарегистрированы (см. 5.6.7).
Примечание. Документация может быть на любом носителе.
5.6.7 Управление регистрацией данных Данные о качестве, присущие организации, должны быть в рабочем состоянии для подтверждения соответствия требованиям и эффективности действия системы общего руководства качеством. Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры уровней системы общего руководства качеством по идентификации, хранению, восстановлению, защите, срокам сохранения и изъятию данных о качестве. 5.7 Анализ со стороны руководства Организация должна разработать процедуру уровня системы общего руководства качеством для анализа со стороны руководства. Высшее руководство должно через устанавливаемые им интервалы анализировать систему общего руководства качеством с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и эффективности. Анализ должен содержать оценку необходимости изменений системы общего руководства качеством организации, включая политику и цели. Анализ со стороны руководства должен включать периодический анализ современных возможностей работы и улучшения, относящихся к: а) результатам проверок; b) обратной связи от потребителей; c) анализу работы процессов и соответствия продукции; d) статусу предупреждающих и корректирующих действий; е) последующим действиям, вытекающим из предыдущих анализов со стороны руководства; f) меняющимся обстоятельствам. Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать действия, относящиеся к: g) улучшению системы общего руководства качеством; h) проверкам процессов, продукции и (или) услуги; i) потребности в ресурсах. Результаты анализа со стороны руководства должны протоколироваться (см. 5.6.7).
6 ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО РЕСУРСАМИ 6.1 Общие требования Организация должна определить ресурсы и своевременно обеспечить средствами, необходимыми для разработки и поддержания в рабочем состоянии системы общего руководства качеством. 6.2 Людские ресурсы 6.2.1 Назначение персонала Организация должна назначать персонал с целью гарантирования компетентности лиц, исходя из полученного ими образования, подготовки, навыков и опыта, чья ответственность определена в системе общего руководства качеством. 6.2.2 Компетентность, подготовка, квалификация и осведомленность Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры уровней системы, чтобы: а) установить потребности в компетентности и подготовке; b) обеспечить подготовку, связанную с определенными потребностями; с) оценивать эффективность подготовки через определенные интервалы; d) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие данные об образовании, подготовке, навыках и опыте (см. 5.6.7). Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, с тем чтобы ее работники каждой соответствующей службы и уровня были осведомлены о: e) важности соответствия политике в области качества и требованиям к системе общего руководства качеством; f) значении влияния их трудовой деятельности на качество, фактическое или потенциальное; g) выгодах улучшения работы персонала; h) своей роли и ответственности в достижении соответствия политике в области качества и процедурам, а также требованиям к системе общего руководства качеством; i) потенциальных последствиях отклонения от установленных процедур. 6.3 Информация Организация должна установить данные, необходимые для управления процессами и гарантирования соответствия продукции и (или) услуги. Прцедуры уровней системы по руководству информационными сведениями должны обеспечивать доступ и защиту информации.
Примечание. Обычными видами информации являются: знания о процессе, продукции и (или) услуге и (или) опыт; данные от поставщиков и потребителей.
6.4 Инфраструктура Организация должна определить, обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия продукции и (или) услуги. Это должно включать: а) рабочее место и связанные с ним помещения; b) оснастку, оборудование, программное обеспечение; с) надлежащее техническое обслуживание и ремонт; d) вспомогательные услуги. 6.5 Производственная среда Организация должна определить и реализовать человеческий и физические факторы производственной среды, необходимые для достижения соответствия продукции и (или) услуги. Это должно включать: а) условия гигиены и безопасности; b) методы работы; c) производственную этику; d) окружающие условия работы.
7 ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ И (ИЛИ) УСЛУГИ 7.1 Общие требования Должны быть определены, спланированы и внедрены процессы, необходимые для выпуска требуемой продукции и (или) услуги, их последовательность и взаимодействия. При определении таких процессов организация должна рассмотреть вопрос выходных данных планирования качества (см. 5.5.2). Организация должна обеспечить функционирование этих процессов в управляемых условиях и выпуск продукции, отвечающей требованиям потребителей. Организация должна установить, как каждый процесс влияет на способность выполнить требования к продукции и (или) услуге, и должна: а) разработать методы и процедуры, относящиеся к этим процессам, до глубины, которая необходима для достижения согласованности функционирования; b) установить и внедрить критерии и методы управления процессами до глубины, которая необходима для достижения соответствия продукции и (или) услуги требованиям потребителей; c) проверять возможность процессов функционировать в целях достижения соответствия продукции и (или) услуги требованиям потребителей; d) определять и реализовывать меры по измерению, контролированию и последующим действиям с целью гарантирования, что процессы продолжают функционировать с целью достижения запланированных результатов и выходных данных (см. 8); е) обеспечить готовность информации и данных, которые необходимы для поддержки эффективного функционирования и контролирования процессов; f) поддерживать в рабочем состоянии, наряду с данными о качестве, результаты измерений управления процессами для обеспечения доказательствами эффективного функционирования и контролирования процессов (см 5.6.7). 7.2 Процессы, связанные с потребителями 7.2.1 Определение требований потребителей Организация должна разработать процесс идентифицирования требований потребителей. Этот процесс должен определять: а) полноту требований потребителей к продукции и (или) услуге; b) не установленные требования потребителей, но необходимые для соответствия цели; c) обязательства, относящиеся к продукции и (или) услуге, включая регламентирующие и законодательные требования; d) требования потребителей по готовности, поставке и поддержке продукции и (или) услуги. 7.2.2 Анализ требований потребителей Требования потребителей, включая любые запрошенные изменения, должны быть проанализированы до выступления с обязательством об обеспечении поставки продукции и (или) услуги потребителям (например, представление тендера, принятие контракта или заказа), чтобы гарантировать, что: а) требования потребителей к продукции и (или) услуге четко определены; b) там, где потребители не делают письменных заявлений по требованиям, требования последних подтверждены до их принятия; с) требования контракта или заказа, отличающиеся от ранее выраженных, например, в тендере или расценках, решены; d) организация способна выполнить требования потребителей к продукции и (или) услуге. Результаты анализа и последующие действия должны регистрироваться (см. 5.6.7). 7.2.3 Общение с потребителями Организация должна внедрять меры по общению с потребителями с целью выполнения их требований. Организация должна определить требования к общению, касащиеся: а) информации о продукции и (иди) услуге; b) прохождения запроса и заказа, включая поправки; с) жалоб потребителей и действий, связанных с несоответствующими продукцией и (или) услугой (см. 8.3 и 8.5.2); d) реакции потребителей на рабочие характеристики продукции и (или) услуги (см. 7.3.2 и 8.2.1.1). 7.3 Проектирование и разработка 7.3.1 Общие требования Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции и (или) услуги. Организация должна разработать планы по проектированию и разработке, включающие: а) стадии процесса проектирования и (или) разработки; b) деятельность по необходимому анализу, проверке и утверждению; с) ответственность и полномочия по деятельности в области проектирования и (или) разработки. Взаимодействие между различными группами, занятыми проектированием и (или) разработкой, должно управляться для гарантирования эффективного общения и прояснения ответственности. 7.3.2 Входные данные по проектированию и разработке Требования к продукции и (или) услуге должны быть определены и зарегистрированы (см. 5.6.7). Они должны включать: а) эксплуатационные требования потребителей или рынка; b) применяемые регламентирующие и законодательные требования; c) применяемые требования к охране окружающей cреды; d) требования предыдущих аналогичных проектов; е) любые другие требования, имеющие значение для проектирования и разработки. Эти входные данные должны быть проанализированы на адекватность и полноту, двусмысленные или противоречивые требования должны быть урегулированы. 7.3.3 Выходные данные по проектированию и разработке Выходные проектные данные и (или) выходные данные по разработке процесса должны быть зарегистрированы в форме, дающей возможность провести проверку относительно входных требований (см. 5.6.7). Выходные данные по проектированию и разработке должны: а) отвечать входным требованиям по проектированию и (или) разработке; b) содержать критерии приемки продукции и (или) услуги или ссылки на них; с) определять характеристики продукции и (или) услуги, существенные для их безопасного и надлежащего использования. Документы, содержащие выходные данные по проектированию и (или) разработке, должны быть утверждены до их выпуска. 7.3.4 Анализ проекта и разработки На соответствующих стадиях должен проводиться систематический анализ проекта и (или) разработки с целью: а) оценивания возможностей выполнить требования к качеству; b) определения проблем, если таковые имеются, и предложений по разработке решений. В состав участников анализа проекта и (или) разработки должны включаться представители всех служб, заинтересованных в анализируемой стадии проектирования. Результаты анализа проекта и (или) разработки и последующих действий должны регистрироваться (см. 5.6.7). 7.3.5 Проверка проекта и разработки Должна планироваться и осуществляться проверка проекта и (или) разработки, чтобы удостовериться, что выходные данные соответствуют входным требованиям. Результаты проверки и последующие действия должны регистрироваться (см. 5.6.7). 7.3.6 Утверждение проекта и разработки Утверждение проекта и (или) разработки должно проводиться с целью подтверждения, что выпускаемые продукция и (или) услуга способны отвечать особым требованиям к конкретному намеренному использованию потребителем. Когда это применимо, утверждение следует определить , спланировать и осуществить до поставки или реализации продукции и (или) услуги. Там, где невозможно осуществлять полное утверждение до поставки или реализации, должно быть проведено частичное утверждение выходных данных проектирования или разработки, насколько это практически осуществимо. Результаты утверждения и последовательность последующих действий должны быть зарегистрированы (см. 5.6.7). 7.3.7 Управление изменениями Изменения проекта и (или) разработки или модификации должны быть утверждены уполномоченным персоналом и зарегистрированы до реализации. Организация должна установить влияние изменений на: а) взаимодействия между элементами проекта и (или) разработки; b) взаимодействия между составными частями выпускаемой продукции и (или) услуги; c) имеющуюся продукцию и (или) услуги и последующие операции после поставки продукции и (или) услуги; d) необходимость проведения повторной проверки или повторного утверждения для всех или части выходных данных проекта и (или) разработки. Результаты анализа изменений и последовательность последующих действий должны быть зарегистрированы (см. 5.6.7). 7.4 Закупки 7.4.1 Общие требования Организация должна управлять своими процессами закупок, гарантирующих соответствие закупленной продукции и (или) услуги требованиям организации. Тип и глубина методов управления этими процессами должны зависеть от воздействия закупаемой продукции и (или) услуги на конечную продукцию и (или) услугу. Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию и (или) услугу в соответствии с ее требованиями. Должны быть разработаны критерии оценивания, переоценки и отбора поставщиков. Результаты оценивания и последовательность последующих действий должны регистрироваться (см. 5.6.7). 7.4.2 Информация по закупкам Документы на закупку должны содержать информацию, точно описывающую заказанную продукцию и (или) услугу, включая, где это необходимо: а) требования к утверждению или квалификации продукции и (или) услуги, процедур, процессов, оборудования, а также персонала; b) любые требования к системе общего руководства. Организация должна гарантировать адекватность документов на закупку с точки зрения их соответствия требованиям спецификации до выпуска документации. 7.4.3 Проверка закупленной продукции и (или) услуг Организация должна определять и реализовывать меры, необходимые для проверки закупленной продукции и (или) услуги (см. 8.2.3). Если организация или ее потребитель предполагают осуществить деятельность по проверке на предприятии поставщика, организация должна оговорить в документах на закупку меры по проверке и метод выпуска продукции и (или) услуги.
7.5 Операции по производству и услугам 7.5.1 Общие требования Организация должна планировать и управлять операциями по производству и услугам, в том числе теми, что были предприняты после первоначальной поставки, посредством: а) наличия спецификаций, определяющих характеристики продукции и (или) услуг, которые предстоит достичь; b) наличия четко понимаемых производственных норм или инструкций для тех видов деятельности, где они необходимы в целях достижения соответствия продукции и (или) услуг; с) применения, технического обслуживания и ремонта оборудования, необходимого для соответствующего производства, монтажа и обеспечения услуг (см. 6.4); d) обеспечения подходящей производственной среды (см. 6.5); е) готовности и применения соответствующего измерительного и контрольного оборудования (см. 7.6); f) внедрения соответствующего мониторинга или деятельности по проверке (см. 8.2.2 и 8.2.3); g) соответствующих методов выпуска, поставки и (или) монтажа продукции и (или) услуги. 7.5.2 Идентификация и прослеживаемость Организация должна обеспечить идентификацию статуса продукции и (или) услуги с помощью необходимого измерения и деятельности по проверке и там, где это целесообразно, должна идентифицировать продукцию и (или) услугу посредством подходящих средств в ходе всех процессов. Это должно применяться и в отношении составных частей продукции и (или) услуги там, где их взаимодействие влияет на соответствие требованиям. Если прослеживаемость является требованием, организация должна управлять и регистрировать уникальную идентификацию продукции (или) услуги. 7.5.3 Собственность потребителя Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, находящейся под надзором организации или используемой ею. Организация должна гарантировать идентификацию, проверку, хранение и поддержание в исправном состоянии собственности потребителя, предоставленной для использования или включения в производственный процесс. Любая собственность потребителя, потерянная, поврежденная или признанная по иным причинам непригодной для использования, должна быть зарегистрирована, а потребитель должен быть об этом извещен (см. 7.2.3). Примечание. Собственность потребителя может включать интеллектуальную собственность, например, информацию, сообщенную в конфиденциальном порядке. 7.5.4 Погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, хранение, консервация и поставка Организация должна гарантировать, что в ходе внутренней обработки и окончательной поставки продукции и (или) услуги намеренного назначения идентификация, упаковка, хранение, консервация и погрузочно-разгрузочные работы не сказываются на соответствии продукции и (или) услуги требованиям. Это должно в равной мере также относиться к комплектующим или компонентам продукции или элементам услуги. Выпуск продукции и (или) поставка услуги не должны осуществляться до тех пор, пока все установленные виды деятельности не будут удовлетворительно завершены, а соответствующая документация не будет в наличии и не будет подписана. 7.5.5 Утверждение процессов Организация должна определить любое производство и (или) процессы услуг, при которых итоговые выходные данные нельзя легко или экономно проверить последовательным мониторингом, контролем и (или) испытанием. Это касается любой продукции и (или) услуги там, где недостатки процесса могут выявиться только в ходе использования продукции или предоставления услуги. Эти процессы должны быть утверждены с целью демонстрации их эффективности и приемлемости. Меры по утверждению должны быть определены и ориентированы на: а) квалификацию процессов до их применения; b) квалификацию оборудования и (или) персонала; c) применение конкретных процедур и (или) зарегистрированных данных; d) переутверждение. Объективные доказательства утвержденных процессов, квалификации оборудования и (или) персонала должны быть зарегистрированы и поддерживаться в рабочем состоянии (см. 5.6.7.). 7.6 Управление измерительными и контрольными приборами Организация должна осуществлять управление, калибровку и техническое обслуживание тех измерительных и контрольных приборов, которые используются с целью подтверждения соответствия продукции и (или) услуги установленным требованиям. Организация должна обеспечить методы погрузочно-разгрузочных работ, консервации и хранения, чтобы защитить измерительные приборы от повреждения и ухудшения состояния. Измерительные и контрольные приборы должны использоваться таким образом, чтобы была уверенность в том, что погрешность измерения, включая точность и сходимость измерений, известна и совместима с возможностью проведения требуемых измерений. Программное обеспечение, используемое для проверки установленных требований, должно быть утверждено до применения и, кроме того, специальное заданное программное обеспечение, разработанное специально для испытаний продукции, должно отвечать требованиям, применяемым к разработке продукции, как установлено в подразделе 7.3 настоящего международного стандарта. Организация должна: а) поверять и регулировать измерительные и контрольные приборы через установленные промежутки времени или до их применения, в сравнении с оборудованием, поверенным в соответствии с международно или национально признанными стандартами. В случае отсутствия таких стандартов база, использованная для поверки, должна быть зарегистрирована; b) идентифицировать измерительные и контрольные приборы с помощью соответствующих обозначений или утвержденной записи об идентификации, чтобы показать статус поверки; c) устанавливать метод поверки измерительных и контрольных приборов; d) регистрироватьь результаты поверки (см. 5.6.7); e) обеспечить пригодность условий окружающей среды для проведения поверок, измерений, контроля и испытаний; f) не допускать регулировок измерительных и контрольных приборов, которые сделали бы недействительной ранее осуществленную поверку; g) оценивать действенность предыдущих результатов контроля и испытаний, если обнаружено, что поверка прибора утратила силу, и предпринимать соответствующие действия.
8 ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ 8.1 Общие требования Организация должна определить, спланировать и внедрить процессы измерения , мониторинга, анализа и улучшения с целью гарантирования соответствия системы общего руководства качеством, процессов, продукции и (или) услуги требованиям. Тип, место, сроки и частота измерений, а также требования к регистрации данных должны быть определены (см. 5.6.7). Эффективность внедренных измерений должна периодически оцениваться. Организация должна определить и использовать соответствующие статистические средства. Результаты анализа данных и деятельности по улучшению должны служить входными данными для процесса анализа со стороны руководства (см. 5.7). 8.2 Измерения и мониторинг 8.2.1 Измерение и мониторинг работы системы Организация должна установить и разработать процессы измерения работы системы общего руководства качеством. Удовлетворенность потребителей должна использоваться в качестве одного из критериев выходных данных системы, а внутренние проверки - в качестве средства оценивания соответствия существующей системы. 8.2.1.1 Измерение и мониторинг удовлетворенности потребителей Организация должна контролировать информацию об удовлетворенности и (или) неудовлетворенности потребителей. Методы и критерии сбора и использования такой информации и данных должны быть определены. 8.2.1.2 Внутренние проверки Организация должна проводить объективные внутренние проверки с целью установления, была ли эффективно внедрена система общего руководства качеством, поддерживается ли она в рабочем состоянии и соответствует ли настоящему международному стандарту. Кроме того, организация может проводить проверки для определения потенциальных возможностей улучшения. Процесс внутренней проверки, включая график, должен основываться на статусе и важности осуществляемой деятельности и (или) участков, подлежащих проверке, а также на результатах предыдущих проверок. Процедура уровня системы для внутренней проверки должна содержать сферу применения проверки, частоту и методологии, а также ответственность, требования к проведению проверок, регистрации данных и предоставление отчета по результатам руководству. Проверки должны осуществляться персоналом, не зависящим от лиц, работа которых проверяется.
Примечание. Смотри другие методические указания в ИСО 10011.
8.2.2 Измерение и мониторинг процессов Организация должна применять соответствующие методы измерения и контролирования процессов, необходимых для выполнения требований потребителя, и демонстрировать постоянную способность процессов достигать поставленную перед ними цель. Измерение результатов должно использоваться для поддержания в рабочем состоянии и (или) улучшения этих процессов. 8.2.3 Измерение и мониторинг продукции и (или)услуги Организация должна применять соответствующие методы измерения и мониторинга характеристик продукции и (или) услуги с целью проверки выполнения требований к продукции и (или) услуге. Объективные доказательства требуемого измерения, мониторинга и соответствия критериям приемки должны регистрироваться. Записи должны указывать, какие органы несут ответственность за выпуск продукции и (или) услуги (см. 5.6.7). 8.3 Управление несоответствиями 8.3.1 Общие требования Организация должна гарантироовать, что продукция и (или) услуга, которая не соответствует требованиям, находится под управлением с целью предотвращения незапланированного использования или поставки. Организация должна обеспечить идентификацию и регистрацию данных, а также анализ характера и глубины выявленного несоответствия. Меры, гарантирующие, что несоответствующая продукция и (или) услуга находятся под управлением, должны быть определены в процедуре уровня системы. 8.3.2 Анализ несоответствий и утилизация Организация должна проводить анализ несоответствий и определять действия, которые необходимо предпринять. Эти несоответствия должны быть: a) подвергнуты корректирующему воздействию или исправлению с целью соответствия требованиям; b) приняты по разрешению на отклонение, с исправлением или без исправления или регулирования; c) переадресованы для использования в других целях; d) отбракованы как непригодные. Должны быть определены ответственность и полномочия по анализу и принятию решений по несоответствиям. Если это предусмотрено контрактом, предложения о предполагаемом использовании или ремонте несоответствующей продукции должны быть сообщены потребителю с целью получения разрешения на отклонение. Описание любого такого исправления или регулирования, принятого несоответствия, ремонта продукции или модификации услуги должно быть зарегистрировано. Требования к проверке должны быть установлены и реализованы, если необходимо отремонтировать или передать продукцию и (или) услугу. 8.4 Анализ данных для улучшения Процедура уровня системы по анализу применяемых данных должна быть разработана для определения эффективности системы общего руководства качеством и идентификации, где могут быть осуществлены улучшения. Организация должна проводить сбор данных, используя измерение и мониторинг деятельности, а также другие соответствующие источники. Организация должна анализировать применяемые данные с целью обеспечения информацией по : a) пригодности, эффективности и адекватности системы общего руководства качеством; b) тенденциям рабочих процессов; с) удовлетворенности и (или) неудовлетворенности потребителей; d) соответствию требованиям потребителей; e) характеристикам процессов, продукции и (или) услуги. 8.5 Улучшение 8.5.1 Общие требования Организация должна постоянно улучшать систему общего руководства качеством. Она должна разработать процедуру уровня системы, описывающую политику и цели в области качества, результаты внутренней проверки, анализ данных, корректирующие и предупреждающие действия, а также анализ со стороны руководства, чтобы облегчить постоянное улучшение. 8.5.2 Корректирующие действия Организация должна разработать процесс снижения или устранения причин несоответствий, чтобы предупредить повторное возникновение. Процедура уровня системы по корректирующим действиям применительно к процессу должна определять требования к: а) идентификации несоответствий (включая жалобы потребителей); b) установлению причин несоответствий; с) оцениванию необходимости действий, гарантирующих, что несоответствия не повторятся; d) осуществлению любых определенных корректирующих действий, гарантирующих, что несоответствия не повторятся; е) регистрации результатов предпринятых корректирующих действий; f) анализу эффективности и регистрации предпринятых корректирующих действий. 8.5.3 Предупреждающие действия Организация должна разработать процесс устранения причин потенциальных несоответствий с целью предупреждения их появления. Зарегистрированные данные о системе общего руководства качеством и результаты анализа данных должны использоваться как входы для предупреждающих действий, если это применимо. Процедура уровня системы по процессу предупреждающих действий должна быть направлена на: а) идентификацию потенциальных несоответствий; b) определение причин идентифицированных потенциальных несоответствий и запись результатов; с) определение предупреждающих действий, необходимых для устранения причин потенциальных несоответствий; d) осуществление предупреждающих действий; e) анализ эффективности и регистрации предпринятых предупреждающих действий.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (информативное) Соответствие между разделами ИСО/ПСК 2 9001:2000 и ИСО 14001:1996
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ИСО 9004:2000. Системы общего руководства ка- чеством. Методические указания по осуществлению улучшений
[2] ИСО/ТК 176/ПК 2 N 376:1997. Принципы общего руководства ка чеством и руководящие указания по их применению
[3] ИСО 10011:2000. Руководящие указания по проверке систем качества
[4] ИСО 14001:1996. Системы общего руководства охраной окружающей среды. Технические условия с методическими указаниями по применению
[5] ИСО 14004:1996. Системы общего руководства охраной окружающей среды. Общие методиче ские указания по принципам, системам и вспомогательным методам
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|