Титульная страница
ISO 9000 ISO 14000 Forum
Титульная страница
Цель системы качества
Управление качеством
ISO
ISO 9000
ISO 14000
ISO 17025
OHSAS 18001
ISO 19011
Total Quality Management
Project Management
Фармацевтика
Отраслевые стандарты
Информационные технологии
Оформление документации
Ссылки 
Поиск на сайте
Forum
Реклама на сайте

Введение в стандарты ISO 9000

Дмитрий Рябых

Стандарт ISO 9000 - это набор требований по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Он описывает базовые принципы построения работы компании, т.е. имеет отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к компании в целом. Термин "ISO 9000" объединяет несколько документов: три стандарта, по которым проводится сертификация, и руководства по их внедрению.

Стандарты, по которым проводится сертификация:

  • ISO 9001 - Модель управления качеством в конструировании/разработке, производстве, установке и обслуживании.
  • ISO 9002 - Модель управления качеством в производстве, обслуживании и установке.
  • ISO 9003 - Модель управления качеством в окончательной приемке и тестировании.

Некоторые руководства по внедрению:

  • ISO 9000-1 - Руководство по выбору и использованию.
  • ISO 9004-2 - Управление качеством и элементы системы контроля качества - Руководство.

ISO 9000 носит рекомендательный характер и используется при подготовке национальных стандартов управления. В случае принятия его национальными службами стандартизации, ISO 9000 получает двойное наименование - международное и национальное. На сегодняшний день в таком виде он принят более чем в 50 странах, в том числе и в России.

Каждый из трех описанных выше стандартов является моделью для формирования управленческих структур, ответственных за обеспечение качества. Другими словами, он описывает то, как руководство организует свои усилия по управлению качеством в масштабе всей компании. Изначально, ISO 9000 был разработан в качестве шаблона для стандартов, по которым компании сертифицируют своих поставщиков. Однако, в ходе его развития в 90-х годах ISO 9000 быстро преобразовался в стандарт, по которому третья сторона может проводить оценку схемы работы компаний со своими клиентами.

ISO 9000 это не только руководство по управлению предприятием, но и великолепный маркетинговый инструмент. Как показывает практика, цены на продукцию сертифицированных компаний иногда превышают цены конкурентов на 50%. Это является той наградой, которую получают предприятия, инвестировавшие средства (как правило, достаточно крупные) в построение управления по требованиям ISO 9000.

Более подробно о стандарте можно прочитать в других публикациях этого раздела

Rambler's Top100
Hosted by uCoz